Что такое сетевое сообщество?

(материал взят тут авторство не установлено)

Сетевое сообщество - это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Компьютерная сеть (Интернет), сеть  документов (Всемирная Паутина) и программное обеспечение (социальные сервисы) связывают между собой не только компьютеры и документы, но и людей, которые пользуются этими компьютерами, документами и сервисами.
Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения.
Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Мы можем  только создать условия, которые бы облегчали формирование таких сообществ. Благодаря сетевой поддержке перед сообществами обмена знаниями открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов. С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые
программные
сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.

Сетевое сообщество = простые действия участников + обмен сообщениями + социальные сервисы

Среда сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление. Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений:

Совместное мышление.
Наша познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности.

Толерантность. Нам важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, способного понять позицию не только другого человека, но и другого существа. Расширение горизонтов нашего общения, которому способствуют информационные технологии, приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и слоев. Все чаще нашими партнерами в сетевой деятельности оказываются программные агенты. Мы должны быть готовы понимать их и объясняться с ними.

Освоение децентрализованных  моделей и экологических стратегий. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно и то же время. Каждый член сообщества может выполнять свои простые операции. Эта новая модель сетевого взаимодействия может использоваться
в педагогической практике для освоения учениками идей
децентрализации и экологических стратегий

Критичность мышления. Коллективная, со-общная деятельность множества агентов, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий. Мы можем рассказывать студентам о том, что такое критическое мышление, а можем погрузить их в среду, где критическая дискуссия является обязательной.

Педагогика сетевых сообществ

Педагогика сетевых сообществ является быстро развивающимся направлением
теории обучения. Это направление базируется на следующих ключевых
положениях:

Учение определяется инструментами и объектами, которыми пользуется
учащийся.
Действия над объектами требуют общения. Это общение по поводу действий и
объектов имеет первостепенное значение для учения. О том, насколько важны средства,
которыми мы пользуемся в своей деятельности, писал, прежде всего, Джон Дьюи и это
направление получило название инструментализма. Идеи инструментализма„
разработанные американским философом и педагогом, достаточно часто представляются
только его фразой "учение через действие", забывая, о том, что Дж. Дьюи всегда
размышлял о действиях в контексте человеческой культуры.
Важнейшей
составляющей
учебы для Дьюи виделась деятельность, которая бы была направлена на достижение реального, конкретного результата через использование соответствующих материалов,
средств и технологий.

Учение определяется средой, в которой происходит освоение нового знания.
Впервые модель педагогики местных сообществ, которая базировалась
на местных
информационных ресурсах, была сформулирована в работах Ивана Иллича. Его
интересовали не столько цели образования, сколько содержание учебной среды. И. Иллич
перечислил и подробно рассмотрел ресурсы и службы, необходимые для успешного
функционирования учебного сетевого сообщества внутри города: учебные ресурсы, к
которым относятся книги, средства деятельности, обучающие игры;  примеры для
подражания и система, которая поддерживает обмен навыками и умениями; партнеры, с
которыми можно было бы соревноваться, сотрудничать, спорить и говорить на одном
языке. С концепцией учебной паутины, как среды для совместного, сообщного обучения,
тесно связана и концепция дружественных средств. Для человека жизненно необходимо не просто воспринимать и потреблять информацию, но действовать активно,
получая
результат как вознаграждение за свои действия.

Учение происходит в сообществе обмена знаниями, где новички постепенно становятся экспертами через практическое участие в решении проблем внутри конкретной
области знаний. Термин «сообщество практики» или «сообщество
обмена знаниями» впервые использовали Дж. Лав и Э. Венгер для того,  чтобы обозначить
группу людей, вовлеченных в совместную  деятельность. Познание не может быть
оторвано от тех условий, той ситуации, в которой оно происходит. Для того чтобы
освоить средство, мало его получить в свое распоряжение и начать им пользоваться.
Необходимо еще воспринять культуру использования этого средства. Обучение в
значительной мере есть процесс социализации, в ходе которого люди учатся говорить, читать, писать, становятся школьниками, сотрудниками офиса, исследователями и т.д.
Деятельность, концепции и культура находятся во взаимной зависимости. Они образуют
углы треугольника. Ни один из углов этого треугольника не может быть понят без двух
других углов.