XII Всероссийская научно- методическая конференция.

Тема актуальная и отвечающая на вопросы современного образования: " Проблемы и подходы в становлении учебной самостоятельности".
В свете новых стандартов ( уже давно не новых) на первый план выходит умение учиться, а не знания умения и навыки. ФГОС НОО введен давно, а проблема так и осталась - как заложить это умение?
Как воспитать субъекта своей деятельности?
Для начала нужно понять - невозможно в начальной школе полностью сформировать все умения. Можно только заложить основы. Что включают в себя эти основы обсуждали на конференции.
Самостоятельность- как цель и средство учебной деятельности, вот ключевое понятие, которое нужно взять на заметку, по- моему мнению, каждому педагогу. Учебная самостоятельность- это набор определенных способностей человека. Желание и умение учиться, инициатива, моделирование, планирование своей деятельности, ответственность- всё это характеристики учебной самостоятельности. Необходимо четко разграничивать понятия, не связанные с этим.
Каждое индивидуальное действие нельзя назвать самостоятельностью. Проявление инициативы - также не признак самостоятельности.
Самостоятельность- когда ученик сам выбирает, решает, отсеивает нужные и интересные ДЛЯ НЕГО материалы, темы, от тех, которые можно отложить или вовсе убрать. Но даем ли мы условия для ее формирования ?
Пока, получается так, что мы учим, сами даем направление, и говорим : "Иди по этому пути, он правильный, я знаю", думая, что делаем как лучше для учащегося, мы же действительно знаем, как удобнее, легче, быстрее. И не даем возможности выбрать ученику свой маршрут, свою образовательную траекторию, путь проб и ошибок.
Возможно, система КСО реализует все эти потребности, просто первое время она не понятна и не принимается, так как новое всегда тяжело принять.
Но пока, каждый в классе может организовать среду, и давать ученикам возможность ВЫБОРА. Это уже маленький шажок к формированию самостоятельности.
Для меня конференция поставила давно имеющиеся вопросы под новым углом.
Можно ли назвать правильным уже проложенный учителем и удобный для ученика путь?
И можно ли назвать самостоятельным того, кто выполняет УЖЕ заготовленные для него ( и за него) учебные задачи?