MENU

Служба консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам развития и образования детей

 

Буклет с информацией для родителей и законных представителей - скачать

 


Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми

  1. Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.
  2. Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды.
  4. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувства успеха.
  5. Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.
  6. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  7. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
  8. Давать короткие, чёткие инструкции.
  9. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  10. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
  11. Предоставлять ребёнку возможность выбора.
  12. Оставаться спокойным, выдержанным: « - Нет хладнокровия – нет преимущества».

 


Причины, связанные с возрастными кризисами:

      В возрасте от 7 до 17 лет подрастающий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на каждой из которых происходят значительные изменения физического и психологического состояний, меняются эмоциональные и коммуникативные восприятия. Далеко не все дети при этом хорошо владеют своими мыслями, чувствами и поступками, результатом чего становится появление неуверенности в себе, уменьшение доверия к другим людям, повышенная конфликтность или склонность к депрессиям.

Возрастные кризисы необходимы для нормального поступательного развития личности и влекут за собой преобразования в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания.

10 лет – золотой возраст, когда ребёнок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности;

11 лет – перестройка организма, ребёнок становится импульсивным, проявляет негативизм, для него характерна частая смена настроения, ссоры со сверстниками, бунты против родителей.

12 лет – такая взрывчатость частично проходит, отношение к миру становится более позитивным, растёт автономия подростка от семьи и одновременно возрастает влияние сверстников. Главные черты этого возраста – разумность, чувство юмора, терпимость, подросток активно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и интересоваться представителями противоположного пола.

13 лет – ведущим становится обращение внутрь себя, интровертность. Дети становятся самокритичными и чувствительными к критике, склонны к уходу в себя, начинают интересоваться психологией, критично относятся к родителям, становятся более избирательными в дружбе. Колебания в настроении очень часты и велики по амплитуде и являются результатом происходящих соматических сдвигов.

14 лет – интроверсия сменяется экстраверсией, подросток становится энергичным, экспансивным, общительным, возрастает его уверенность в себе, интерес к другим людям и различиями между ними. Экспансивность часто проявляется в повышенной общительности, склонности задавать провокационные вопросы и анализировать реакции людей в общении.

      Возраст 13 – 14 лет характеризуется появлением своеобразного «чувства взрослости». Подросток как бы проецирует оценку окружающих, особенно взрослых, на себя, на свое поведение в тех или           иных ситуациях. Под влиянием суждений о нем других людей формируется его самосознание, причем самосознание отличается ярко выраженным противоречием между стремлением познать себя и       реальными возможностями это сделать, что также является одной из причин противоречивого развития личности подростка.

      15 лет - Общим новообразованием в этом возрасте является возрастание духа независимости, который способствует тому, что отношения подростка в     и школе становятся весьма напряжёнными.         Позитивным является то, что жажда свободы сочетается с возрастанием самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к                   вредным влияниям. Возрастает потребность в групповой принадлежности и групповой идентификации.

16 лет – снова наступает равновесие, возрастает жизнерадостность, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее. Очень велик жизненный оптимизм.

Значение данной классификации велико, так как она даёт возможность строить и корректировать общение с подростками с учётом возраста и прогнозировать развитие школьников и ученических коллективов.


                                         Типы  правонарушителей 

(с точки зрения психотерапевта):

  1. «Он просто валяет дурака». Поздно приходит домой, обманывает, прогуливает школу; постоянно дразнит и обижает братьев и сестёр, может спустить соседу шину в автомобиле, подложить «дымовушку» на школьной дискотеке, попробовать наркотики, не имея прав укатить на чужом автомобиле, «расписать» краской соседский забор или стену школьного здания.
  2.  «Враг родителей». Причиной плохого поведения таких подростков может быть месть одному или обоим родителям. С течением времени их враждебность по отношению к родителям перерастает в настоящую войну. Нередко враждебность подростка обрушивается на родителей как гром среди ясного неба. Они не понимают, что все эти годы он подавлял в себе негативные чувства, а теперь они вырвались наружу.
  3. «Испорченный ребёнок». Такого ребёнка зачастую называют личностью с асоциальной направленностью. Ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном развитии у него нет отклонений. Но  в поведении у него есть явное отклонение – контакты с правонарушителями. Как правило,  это ребёнок из неблагополучной семьи. И теперь он живёт по нормам своего порочного окружения. Он принял нормы преступного мира и подчиняется им.
  4. «Органик». Это ребёнок с мозговой травмой или задержкой умственного развития. Это «расторможенный» ребёнок,  у которого нарушения дисциплины объясняются ослабленным интеллектом и отсутствием способностей оценивать свои поступки.
  5. «Психотики». Это умственно неполноценные, больные дети. Для них характерны галлюцинации, мания преследования, всевозможные навязчивые мысли. Один такой 14-и летний ребёнок застрелил отца и мать. Объяснял он свой поступок просто: «Мне пришлось это сделать. Они не давали мне застрелить директора школы».
  • «Дурное семя». Этот тип подростков называют ещё первичными психопатами. Для них характерны хронические правонарушения в течение всей жизни, здесь уже ничего не поможет. Это отклонение проявляется с самого раннего возраста, часто ещё в дошкольные годы. Обычно такой ребёнок постоянно совершает асоциальные поступки, несмотря на то, что попадается и знает, наказание неотвратимо. Его не останавливает даже страх, и всё дело в том, что он не в состоянии усвоить правила нормального, порядочного поведения. Он никого не может любить по -настоящему. У него нет чувства ответственности, ему нельзя доверять. Ему неведомы чувства стыда и вины. «Я кричу на него, - рассказывает отец – я его наказываю, бью. Мне скоро предъявят обвинение, что я издеваюсь над ребёнком. А ему всё как с гуся вода. Он, как ни в чём не бывало опять принимается за своё».  

     

    Общие советы родителям ребёнка, поступающего в школу.

  • Ни в коем случае нельзя стращать ребёнка предстоящей учёбой и трудностями этой учёбы. Не надо говорить о том, что у вас всегда были только пятёрки и всегда получалось сразу (подумайте, так ли это на самом деле?).

  • Не старайтесь подменить собой учителя, требуя от ребёнка больше, чем ему задано (например, написать не одну строчку в прописи, а целую страницу; переписывать помногу раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально).

  • В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребёнка. Не требовать долгого напряжения от быстрого утомляющегося, неусидчивого школьника.

  • По поводу режима дня для вашего ребёнка проконсультируйтесь с психологом.

  • Проявляйте интерес к учебной деятельности ребёнка, например, ищите нужные книги или информацию в Интернете. Но делайте это не вместо ребёнка, а вместе с ним.

  • Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребёнок. Кроме того, не следует заставлять его во чтобы то ни стало делать всё на отлично. Ребёнку полезно получить то, что он заслужил.


Рекомендации от учителя-дефектолога ПМПК Исаенко Т.И.

1. Расширение словарного запаса

2. Родителям и педагогам: Дети с ЗПР